История цветной фотографии связана с реализацией 2 методов цветовоспроизведения, первый метод получил название прямого (объективного). В нём при формировании изображения стремятся обеспечить условия, непосредственно воспроизводящие цвета окружающих нас объектов. Используя явление интерференции, французы Э. Беккерель и А. Ньепс де Сент-Виктор получили качественные изображение спектра на полированной серебряной пластине, обработанной хлористым серебром. Однако изображение было нестойким и сохранялось только в темноте.
Интерференционный метод
Интерференционный метод был обобщён Г. Липпманом, который изготовил цветные фотографии в 1891 г. Он использовал прозрачный чрезвычайно мелкозернистый светочувствительный слой, в котором стоячие волны образуют слоистое отложение серебра, сохраняющее благодаря желатину свою структуру после фиксирования. Второй метод—непрямой (субъективный). В нём воспроизводятся цветовые ощущения, аналогичные ощущениям, вызываемым реальными объектами съёмки. Этот метод, основанный на трёхцветной теории цветового зрения, положен в основу современной цветной фотографии.
Практическая реализация рассматриваемой теории для получения цветной фотографии принадлежит английскому, физику Дж. К. Максвеллу (1831—79). Для выделения каждого из 3 основных цветов он предложил применить оптические фильтры, а в 1861 г. он впервые продемонстрировал цветное изображение, полученное от одновременно проецирования на экран красного, зелёного и синего диапозитивов, доказав этим справедливость трёхкомпонентной теории цветного зрения и одновременно наметив пути создания цветной фотографии. Дальнейшее развитие данный принцип нашёл в работах Л. Дюко дю Орона (1837—1920), который получил патент на цветные процессы, осуществляемые аддитивным и субтрактивным способами (1868). В 1869 г. он издал книгу «Цветная фотография. Решение проблемы», где высказал идею совмещения в одном фотоматериале всех 3 цветоделящих светофильтров в виде трёхцветного растра (цветоделение производится микроскопическими светофильтрами) и проведения в одном эмульсионном слое анализа и синтеза цвета.
Деление цветофотографических процессов
Цветофотографические процессы разделяются на процессы, использующие: аддитивный анализ цвета и синтез цвета; аддитивный анализ цвета и субтрактивный синтез цвета; субтрактивный анализ цвета и синтез цвета. В первом случае при растровом способе с расположенного за растром панхроматического слоя получали негатив, после чего печатали диапозитив, который при совмещении с растром обеспечивал получение цветного изображения.
Первый линейный растр (200 линий на дюйм) запатентовал в 1892 г. англ, учёный Дж. Джоли. Первые растровые фотоматериалы, так называемые автохромные пластинки, разработаны братьями О. и Л. Люмьер и в 1907 г. выпущены фирмой «Люмьер» (Франция). В 1916 г. были предложены растровые пластинки «Агфа ультраколор» с мозаичным нерегулярным растром из окрашенных частиц гуммиарабика, включённых в коллодий. И наконец, в 1932 г. была выпущена плёнка «Агфаколор», где на пластинке размером 9 X 12 см размещалось 100 млн цветных ячеек.
Ограниченное использование аддитивного способа смешения цветов, позволявшего рассматривать изображения только в проходящем свете или путём проекции на экран, а также высокая стоимость аддитивных процессов, растущие требования к резкости изображения, необходимость одновременного и мгновенного воспроизведения основных цветов (кинематография) заставили обратиться к субтрактивным процессам. Для этого в фотоаппарате за объективом помещали расщепляющее устройство, создававшее 3 световых потока, которые проходили затем фильтрацию для получения каждого из основных цветов. После этого каждый поток направлялся на отдельный фотоматериал. На следующем этапе полученные изображения превращались в окрашенные позитивы, которые накладывались друг на друга с большой точностью. Совмещение 3 изображений осуществляли установкой позитивов в проекторе либо установкой их перед светофильтрами и наложением изображений с помощью зеркал в фотохромоскопе. Разработка и промышленное. Производство многослойных кинофотоматериалов и новых способов цветографического процесса заменили вышеуказанные методы. Основу субтрактивного анализа и синтеза на многослойных фотоматериалах заложили работы А. Селье, Смита, Шинцеля, Гомолки и особенно Р. Фишера и Г. Сигриста (в 1912 г. они предложили использование красителей при проявлении с цветными компонентами). Система Фишера применяется во всех цветных фотоматериалах в процессе «Кодахром» в варианте с диффундирующими компонентами. С началом промышленного выпуска (1936) многослойного фотоматериала («Агфаколор») цветная фотография стала доступной рядовому фотолюбителю.
В 1935 г. были предложены процесс обращения изображения и фотоматериал «Кодахром», в разработку которого положены работы американцев Л. Маннеса, Л. Годовски и фирмы «Истмен Кодак Компани». Этот трёхслойный материал кроме красно-, зелёно- и синечувствительных эмульсионных слоёв имел жёлтый слой из коллоидного серебра, который располагался между зелёно- и синечувствительными слоями и служил для защиты 2 нижних слоёв от проникновения синего цвета. «Кодахром» не содержал цветных компонентов в эмульсионных слоях. Каждый слой обрабатывался отдельно (стадийно). К 1960-м гг. «Кодахром» стал наиболее распространённым в мире материалом для цветной фотографии.
Во 2-й половине 20 в. основными производителями цветной негативной плёнки были зарубежные фирмы «Истмен Кодак Компани» (США, 1942), «Анско» (США, 1949), «Агфа» (ФРГ, 1949), «Геверт» (Бельгия), «Агфа-Геверт» (ФРГ, Бельгия, 1964), «Илфорд фото» (Великобритания, 1957), «Феррания» (Италия, 1949), «Коника Корпорейшн», «Фудзифото фильм» (Япония, 1957, 1958) и др. Был начат выпуск цветных фотоматериалов и в СССР (ДС-1, 1946), ГДР («Орвоколор», 1964), Венгрии («Фортеколор», 1971), Чехословакии («Фомахром», 1972).
Оставить комментарий