Цветофотографические процессы

/, Фото словарь терминов/Цветофотографические процессы
  • Цветофотографические процессы

Ис­тория цветной фотографии связана с ре­ализацией 2 методов цветовоспроизве­дения, первый метод получил название прямого (объективного). В нём при фор­мировании изображения стремятся обес­печить условия, непосредственно вос­производящие цвета окружающих нас объектов. Используя явление интер­ференции, французы Э. Беккерель и А. Ньепс де Сент-Виктор получили ка­чественные изображение спектра на полиро­ванной серебряной пластине, обработан­ной хлористым серебром. Однако изоб­ражение было нестойким и сохранялось только в темноте.

Интерференционный метод

Интерференционный метод был обобщён Г. Липпманом, который изготовил цветные фотографии в 1891 г. Он использовал прозрачный чрезвычайно мелкозернистый светочувствительный слой, в котором стоячие волны образуют слоистое отложение серебра, сохраняющее благо­даря желатину свою структуру после фиксирования. Второй метод—непрямой (субъективный). В нём воспроизводятся цветовые ощущения, аналогичные ощу­щениям, вызываемым реальными объек­тами съёмки. Этот метод, основанный на трёхцветной теории цветового зрения, положен в основу современной цветной фо­тографии.
Практическая реализация рассмат­риваемой теории для получения цветной фотографии принадлежит английскому, физику Дж. К. Максвеллу (1831—79). Для вы­деления каждого из 3 основных цветов он пред­ложил применить оптические фильтры, а в 1861 г. он впервые продемонстрировал цветное изображение, полученное от одновременно проецирования на экран крас­ного, зелёного и синего диапозитивов, доказав этим справедливость трёхком­понентной теории цветного зрения и од­новременно наметив пути создания цвет­ной фотографии. Дальнейшее развитие данный принцип нашёл в работах Л. Дюко дю Орона (1837—1920), который получил патент на цветные процессы, осущест­вляемые аддитивным и субтрактивным способами (1868). В 1869 г. он издал кни­гу «Цветная фотография. Решение проб­лемы», где высказал идею совмещения в одном фотоматериале всех 3 цвето­делящих светофильтров в виде трёх­цветного растра (цветоделение произво­дится микроскопическими светофильтрами) и проведения в одном эмульсионном слое анализа и синтеза цвета.

Деление цветофотографических процессов

Цветофотографические процессы разделяются на процессы, использующие:   аддитивный анализ цвета и синтез цвета; аддитив­ный анализ цвета и субтрактивный син­тез цвета; субтрактивный анализ цве­та и синтез цвета. В первом случае при растровом способе с расположенного за растром панхроматического слоя получали не­гатив, после чего печатали диапозитив, который при совмещении с растром обес­печивал получение цветного изображе­ния.
Первый линейный растр (200 линий на дюйм) запатентовал в 1892 г. англ, учё­ный Дж. Джоли. Первые растровые фо­томатериалы, так называемые автохромные плас­тинки, разработаны братьями О. и Л. Люмьер и в 1907 г. выпущены фирмой «Люмьер» (Франция). В 1916 г. были предложены растровые пластинки «Агфа ультраколор» с мозаичным нерегуляр­ным растром из окрашенных частиц гум­миарабика, включённых в коллодий. И наконец, в 1932 г. была выпущена плёнка «Агфаколор», где на пластинке размером 9 X 12 см размещалось 100 млн цветных ячеек.

Ограниченное использование аддитив­ного способа смешения цветов, позво­лявшего рассматривать изображения только в проходящем свете или путём проекции на экран, а также высокая стоимость аддитивных процессов, расту­щие требования к резкости изображения, необходимость одновременного и мгновенного воспроизведения основных цветов (кинематог­рафия) заставили обратиться к субтрак­тивным процессам. Для этого в фотоап­парате за объективом помещали рас­щепляющее устройство, создававшее 3 световых потока, которые проходили затем фильтрацию для получения каждого из основных цветов. После этого каждый поток направлялся на отдельный фотоматериал. На следующем этапе полученные изображе­ния превращались в окрашенные пози­тивы, которые накладывались друг на дру­га с большой точностью. Совмещение 3 изображений осуществляли установкой позитивов в проекторе либо установкой их перед светофильтрами и наложением изображений с помощью зеркал в фото­хромоскопе. Разработка и промышленное. Производство многослойных кинофотоматериалов и новых способов цветографического процесса заменили вышеуказанные методы. Осно­ву субтрактивного анализа и синтеза на многослойных фотоматериалах заложи­ли работы А. Селье, Смита, Шинцеля, Гомолки и особенно Р. Фишера и Г. Сигриста (в 1912 г. они предложили исполь­зование красителей при проявлении с цветными компонентами). Система Фи­шера применяется во всех цветных фо­томатериалах в процессе «Кодахром» в варианте с диффундирующими компо­нентами. С началом промышленного выпуска (1936) многослойного фотоматериала («Агфаколор») цветная фотография ста­ла доступной рядовому фотолюбителю.

В 1935 г. были предложены процесс обращения изображения и фотоматериал «Кодахром», в разработку которого поло­жены работы американцев Л. Маннеса, Л. Годовски и фирмы «Истмен Кодак Компани». Этот трёхслойный материал кроме красно-, зелёно- и синечувствительных эмульсионных слоёв имел жёлтый слой из коллоидного серебра, который распола­гался между зелёно- и синечувствительными слоями и служил для защиты 2 нижних слоёв от проникновения синего цвета. «Кодахром» не содержал цветных компо­нентов в эмульсионных слоях. Каждый слой обрабатывался отдельно (стадийно). К 1960-м гг. «Кодахром» стал наиболее распространённым в мире материалом для цветной фотографии.

Во 2-й половине 20 в. основными производи­телями цветной негативной плёнки были зарубежные фирмы «Истмен Кодак Ком­пани» (США, 1942), «Анско» (США, 1949), «Агфа» (ФРГ, 1949), «Геверт» (Бельгия), «Агфа-Геверт» (ФРГ, Бельгия, 1964), «Илфорд фото» (Великобритания, 1957), «Феррания» (Италия, 1949), «Ко­ника Корпорейшн», «Фудзифото фильм» (Япония, 1957, 1958) и др. Был начат выпуск цветных фотоматериалов и в СССР (ДС-1, 1946), ГДР («Орвоколор», 1964), Венгрии («Фортеколор», 1971), Чехословакии («Фомахром», 1972).

Об авторе:

Оставить комментарий

восемнадцать + семь =

Поиск авиабилетов