Фотография (от греч. phos, photos— свет и grapho— пишу)
Теория и практика получения видимого изображения объектов, событий, процессов на светочувствительных фотографических материалах. Как отрасль одновременно и науки, и техники, и искусства она основана на способности света образовывать в светочувствительном слое фотоматериала скрытое фотографическое изображение, которое после химико-фотографической обработки превращается в видимое — негативное или позитивное.
Зарождение фоторафии
Первоначально зародившись как способ фиксации портретных или натурных изображений, выполняемых гораздо быстрее, чем рукой художника, фотография затем проникла во все сферы человеческой деятельности. Объективность и точность фотоизображения сделали её одним из эффективных способов отображения действительности, важнейшим средством информации и документирования. Фотография широко используется в искусстве (художеств, фотография), в самых различных отраслях науки (научная фотография), в технике (полиграфия, репрография и т. п.), в быту. К своему 150-летнему юбилею (1989) мировая фотография прошла большой и сложный путь непрерывного развития и совершенствования. При этом в органические связи развивались все стороны (отрасли) фотографии — фотоматериалы и физико-химические процессы, съёмочная фототехника, жанры и творческие приёмы.
Основные материалы и процессы при зарождении фотографии.
Датой рождения фотографии принято считать 7 января 1839г., когда французский физик Д.Ф. Араго (1786—1853) сообщил Парижской академии наук об изобретении художником и изобретателем Л. Ж. М. Дагером (1787— 1851) первого практически приемлемого способа фотографии, названного изобретателем дагерротипией. Однако этому процессу предшествовали опыты французского изобретателя Ж. Н. Ньепса (1765—1833), связанные с поиском способов фиксирования изображения предметов, получаемого под действием света. Первый сохранившийся отпечаток городского, пейзажа, сделанный с помощью камеры-обскуры, получен им в 1826 г. В качестве светочувствительного слоя, наносимого на оловянную, медную или посеребрённую пластинки, Ньепс использовал раствор асфальта в лавандовом масле. Пытаясь реализовать изобретение, автор 28 декабря 1827 г. направил «Записку по гелиографии» и образцы своих работ в Британское Королевское общество. В 1829 г. Ньепс заключил с Дагером договор об образовании коммерческого предприятия «Ньепс — Дагер» для совместной работы над усовершенствованием способа, изобретённого Ньепсом и Дагером. Продолжением разработок Ньепса были последовавшие работы Дагера, который уже в 1835 г. открыл способность паров ртути проявлять скрытое изображение на экспонированной йодированной несеребряной пластине, а в 1837 г. смог зафиксировать видимое изображение. Разница в светочувствительности по сравнению с процессом Ньепса при использовании хлористого серебра составляла 1:120.
Расцвет дагерротипии относится к 1840—60-м гг. Почти одновременно с Дагером о другом способе фотографии — калотипии (талботипии) сообщил англ. учёный У. Г. Ф. Талбот (1800—77). К фотографическим опытам он приступил в 1834 г. и в 1835 г. получил фотографию с помощью предложенного им ранее «фотогенического рисования». Патент на этот способ был выдан в 1841 г. В январе 1839 г., узнав об изобретении Дагера, Талбот попытался доказать свой приоритет. Его брошюра «Доклад по искусству фотогенического рисования, или Процесс, с помощью которого естественные объекты могут быть изображены без помощи кисти художника» явилась первой в мире публикацией по фотографии (вышла 21 февраля 1839 г.). Существенным недостатком «фотогенического рисования» было длительное экспонирование. Сходство способов Дагера и Талбота ограничивалось использованием йодистого серебра в качестве светочувствительного слоя. В остальном различия были принципиальны: в дагерротипии получалось сразу позитивное зеркально отражающее серебряное изображение, что упрощало процесс, но делало невозможным получение копий, а в калотипии Талбота изготовлялся негатив, с помощью которого можно было делать любое число отпечатков, реализовывалась двухступенная негативно-позитивная последовательность процесса — прототипа современной фотографии.
Ни Ньепс, ни Дагер, ни Талбот не пользовались термином «фотография», который был узаконен и получил право на существование только в 1878 г. в Словаре Французской академии. Большинство историков фотографии считают, что термин «фотография» был впервые применён англичанином Дж. Гершелем 14 марта 1839 г. Однако известна и др. версия, отдающая приоритет берлинскому астроному Иоганну фон Мадлеру (25 февраля 1839 г.).
Дагерротипию и талботипию сменил мокрый коллодионный процесс, предложенный в 1851 г. английским скульптором Ф. С. Арчером (1813—1857) и получивший распространение в 1851—70-х гг. (в некоторых спец, видах фоторабот в полиграфии используется и в настоящее, время). Суть его в том, что на стеклянную пластинку непосредственно перед фотографированием наносился раствор коллодиона, содержавший йодид калия. Такая пластинка могла быть использована только в мокром состоянии, что являлось существенным недостатком метода, к тому же применение его ограничивалось главным образом портретными работами в павильонах, имевших лаборатории.
Мокрый коллодионный способ не дал удовлетворительных результатов из-за незначительной светочувствительности соответствующих слоёв и необходимости приготовления их непосредственно перед съёмкой. Энергичные поиски в направлении повышения светочувствительности и создания сухих фотографических слоёв привели к открытию сухих броможелатиновых пластинок английским, врачом Р. Л. Мэддоксом (1816— 1902), опубликовавшим в 1871 г. статью «Эксперимент с желатиновым бромидом» о применении желатина вместо коллодиона в качестве связующего для бромида серебра. Введение сухих бромосеребряных пластинок позволило разделить процесс фотографии на 2 этапа: промышленное изготовление светочувствительных слоёв и собственно фотографию, т. е. использование готовых фотоматериалов с целью получения негативных и позитивных изображений. 1880-е гг. стали началом периода развития современной фотографии. Этому в значительной мере способствовало получение фотоматериалов достаточно высокой чувствительности. Действительно, если при гелиографии выдержка составляла 6 ч, дагерротипии — 30 мин, калотипии — 3 мин, мокром коллодионном процессе — 10 с, то с применением бромосеребряной желатиновой эмульсии она уменьшалась до 1/100 с.
Важную роль в развитии фотографии на галогеносеребряных светочувствительных слоях сыграло открытие в 1873 г. нем. учёным Г. Фогелем (1834—98) оптической сенсибилизации, т. е. расширения спектр, области чувствительности слоёв путём введения в них красителей, поглощающих свет больших длин волн, чем галогениды серебра, которые чувствительны только к голубым, синим и фиолетовым лучам (длина волны до 525 нм). Фогель показал, что добавление в эмульсию, например, жёлто-красного красителя кораллина приводит к увеличению чувствительности к зелёным и жёлтым лучам (до 600 нм). Уже в 1880-х гг. большинство выпускаемых фотоматериалов были ортохроматическими. Французы Ж. Клейтон и П. Атту в 1882 г. использовали эозин для получения первых изохроматическмих пластинок (чувствительных к длинам волн 620—650 нм).
В 1906 г. были изготовлены панхроматические пластинки (до 660—730 нм). И наконец, были получены изопанхроматические фотоматериалы, у которых светочувствительность выравнена для всех длин волн в диапазоне 400—700 нм. Спектральная сенсибилизация позволила не только исправить передачу цветов при фотографировании, но и стала шагом в развитии цветной фотографии. К концу века ломкие и тяжёлые стеклянные пластинки были заменены фотоматериалом на эластической лёгкой и прозрачной основе, инертной к химикатам.
Изобретатель фотоплёнки американский фотолюбитель Г. В. Гудвин (1822— 1900) в 1887г. подал заявку на изобретение «Фотографическая плёнка и процесс её производства». Введение фотоплёнки, а затем разработка Дж. Истменом (1854—1933) системы фотографии с использованием данного фотоматериала привели к фундаментальным изменениям в фото-промышленности, сделали фотографию доступной массовому потребителю как технически, так и экономически.
Оставить комментарий