Ультрафиолетовые светофильтры

//Ультрафиолетовые светофильтры
  • uv-filter

Природа ультрафиолетового излучения 

    Ультрафиолетовые фильтры – это бесцветные светофильтры, предназначенные для поглощения невидимого ультрафиолетового (УФ) излучения, к которому чувствительны все фотоэмульсии. Длины волн ультрафиолетового излучения короче, чем у фиолетовых лучей и составляют менее 380 мм. Большинство объективов не скоррегировано на такие длины волн, и поэтому изображение,воспроизведенное УФ-излучением, может быть не в фокусе с изображением всех других цветов. В результате — явная потеря резкости на фотоснимках, полученных при полной диафрагме, особенно при съемке объективами с большой светосилой.

   Большая часть УФ-излучения современными фотообъективами поглощается. Старые объективы только частично поглощают это излучение. Вместо того чтобы рассчитывать оптику для фокусировки УФ-излучения (которое в любом случае нежелательно), его легче убрать. Для этой цели и служит поглощающий ультрафиолетовый светофильтр. Заметим, что не все УФ-излучение солнечного спектра достигает объекта съемки. Излучение с длиной волны около 290 нм поглощается слоем озона, окружающим Землю. Ниже расположен слой дымки, тоже окружающий Землю, который поглощает некоторое количество излучения в интервале длин волн 290—400 нм. Но в горной местности (выше 1000 м над уровнем моря) дымки, поглощающей эти лучи, не существует. Дымка меньше и над морем. Это является причиной солнечных ожогов при загаре в горах или на берегу моря. Климатические условия, сезон года заметно влияют на уровень УФ-излучения. В летние месяцы солнечные лучи имеют более высокую интенсивность по всему спектру и УФ-излучение простирается дальше в сторону коротких волн. Во влажной атмосфере этот эффект ослабляется. Частички пыли в воздухе собирают влагу, образуя мельчайшие капли воды диаметром несколько микрометров (1 мкм= 106 м). Такие капли отражают ультрафиолетовое излучение. Этот процесс усиливается с увеличением влажности. Когда солнечный свет проходит сквозь дымку, его ультрафиолетовые лучи рассеиваются, поэтому во влажном климате меньше опасности получить солнечные ожоги. Воздействие УФ-излучения на фотоэмульсию можно легко спутать с воздействием легкой атмосферной дымки и мглы. Поэтому может показаться, что ультрафиолетовый светофильтр работает так же, как и съемочный фильтр, предназначенный для ослабления воздействия атмосферной дымки (с. 46), хотя на самом деле он не преодолевает влияния настоящих дымки и тумана. Кратность ультрафиолетового фильтра равна 1. Это значит, что при его использовании увеличения экспозиции не требуется.

   Многие фотографы рекомендуют держать ультрафиолетовый фильтр на объективе постоянно, на всякий случай, как дополнительную защиту передней линзы объектива. Другие полагают, что светофильтр следует устанавливать на объектив только, когда это действительно необходимо, и снимать его, как только он больше не нужен. Сторонники второй точки зрения считают, что светофильтр должен использоваться только в тех случаях, когда без его действия нельзя обойтись, так как качество фильтров обычно ниже оптического качества объективов. В этой точке зрения много здравого смысла. Объективы имеют наилучшие характеристики без дополнительной оптики, даже если она высокого качества. Ультрафиолетовый светофильтр (или любой другой светофильтр) не является заменителем крышки объектива. Но если передняя часть объектива подвергается опасности в самом процессе фотографирования, например при сильном дожде, брызгах морской воды, струях песка или пыли во время сильного ветра, то светофильтр можно использовать в качестве защитного приспособления. При съемке в таких условиях лучше чаще чистить светофильтр, чем фотообъектив. Если случится какое-либо повреждение, то дешевле заменить светофильтр, чем объектив. Однако в нормальных условиях ничего нельзя выиграть от размещения двух дополнительных поверхностей раздела стекло — воздух между снимаемым объектом и объективом.

   Многие современные высококачественные фотообъективы не нуждаются в ультрафиолетовых светофильтрах в любых условиях. Типичными примерами являются фотообъективы «Цейсс планар» и «Лейка», производимые примерно с 1965 г. Эти объективы изготовлены из специального стекла и фактически непроницаемы для УФ-излучения. Для соединения различных элементов объектива используется особый клей. Фирма «Лейтц» гарантирует идентичное цветовое пропускание всех своих фотообъективов и нейтральное воспроизведение цветов даже на очень больших высотах. Другим доводом против использования ультрафиолетового светофильтра без особой в том необходимости является вероятность внутреннего отражения и образования бликов в •оптически плоском стекле даже при наличии просветляющего покрытия, особенно при съемках восхода и захода солнца, при ночных фотосъемках объектов с уличными огнями или другими яркими источниками света или очень ярких объектов с очень темным окружением, таких, как арки и тоннели. В результате часто обнаруживается общее искажение изображения, вызванное снижением контраста, особенно на наиболее темных участках. Использование ультрафиолетового светофильтра с широкоугольным объективом таит в себе опасность дальнейшей потери качества из-за неравномерного освещения, поскольку лучи света, попадающие в объектив сбоку, должны пройти в фильтре большее расстояние, чем лучи, поступающие в объектив около его оси, что особенно заметно при съемках на цветной обращаемой фотопленке. По этой причине многие производители не рекомендуют применять внешних светофильтров с их особоширокоугольными объективами. Это же побуждает их самих монтировать светофильтры в задней части оправы объектива (с. 58). При таком обилии доводов против применения ультра фиолетовых фильтров возникает вопрос, существуют ли условия, при которых они необходимы или даже полезны?
    На море, на морском берегу или на высотах более 1000 м использование ультрафиолетовых светофильтров полезно. Заметим,однако, что это не единственный светофильтр, который поглощает ультрафиолетовое излучение. Как мы увидим позднее, многие контрастные светофильтры, столь излюбленные фотографами-пейзажистами, также поглощают ультрафиолетовый свет, одновременно выполняя свои собственные функции (с. 88—94) разделения различных цветов, которые обычно передаются в одинаковых тонах, или разделения одинаковых цветов на фотографии.

Типы УФ фильтров

   Имеются два типа ультрафиолетовых светофильтров: фильтры, которые поглощают только невидимую часть излучения, и те, которые поглощают также частично и синий свет. Некоторые производители светофильтров изготовляют разновидности только ультрафиолетовых светофильтров, номера которых указывают наибольшую длину волн поглощаемого ими УФ-излучения. Фирма «Никон», например, производит фильтры L37, L37C и L39, номера которых указывают на поглощение светофильтрами волн короче 370 и 390 нм соответственно. В черно-белой фотографии последний тип производит более заметное действие. Здесь полезно отметить, что при печати цветных фотоснимков важно поместить на пути света поглощающий ультрафиолетовый светофильтр (такой как «Кодак 2В»). 

Об авторе:

Оставить комментарий

1 + три =