Зарождение фотографии

///Зарождение фотографии
  • u0414u0436u043eu0437u0435u0444 u041du044cu0435u043fu0441 u0437u0430u0440u043eu0436u0434u0435u043du0438u0435 u0444u043eu0442u043eu0433u0440u0430u0444u0438u0438

Фотография (от греч. phos, photos— свет и grapho— пишу)

Теория и прак­тика получения видимого изображения объектов, событий, процессов на светочувствительных фотографических материалах. Как от­расль одновременно и науки, и техники, и искусства она основана на способ­ности света образовывать в светочувствительном слое фотоматериала скрытое фотографическое изображение, которое после химико-фотографической обработки превращается в види­мое — негативное или позитивное. 

Зарождение фоторафии

Первоначально зародившись как спо­соб фиксации портретных или натурных изображений, выполняемых гораздо бы­стрее, чем рукой художника, фотогра­фия затем проникла во все сферы чело­веческой деятельности. Объективность и точность фотоизображения сделали её одним из эффективных способов отоб­ражения действительности, важнейшим средством информации и документиро­вания. Фотография широко используется в искусстве (художеств, фотография), в са­мых различных отраслях науки (научная фотог­рафия), в технике (полиграфия, репрог­рафия и т. п.), в быту. К своему 150-лет­нему юбилею (1989) мировая фотография прошла большой и сложный путь непре­рывного развития и совершенствования. При этом в органические связи развивались все стороны (отрасли) фотографии — фотоматериалы и физико-химические процессы, съёмочная фототехника, жанры и твор­ческие приёмы.

Основные материалы и процессы при зарождении фотографии. 

Датой рождения фотографии принято считать 7 января 1839г., когда французский физик Д.Ф. Араго (1786—1853) сообщил Парижской акаде­мии наук об изобретении художником и изобретателем Л. Ж. М. Дагером (1787— 1851) первого практически приемлемого способа фотографии, названного изобре­тателем дагерротипией. Однако этому процессу предшествовали опыты французского изобретателя Ж. Н. Ньепса (1765—1833), связанные с поиском способов фиксиро­вания изображения предметов, получае­мого под действием света. Первый сохра­нившийся отпечаток городского, пейза­жа, сделанный с помощью камеры-обску­ры, получен им в 1826 г. В качестве светочувствительного слоя, наносимого на оловян­ную, медную или посеребрённую плас­тинки, Ньепс использовал раствор асфальта в лавандовом масле. Пытаясь реализо­вать изобретение, автор 28 декабря 1827 г. направил «Записку по гелиографии» и образцы своих работ в Британское Королевское общество. В 1829 г. Ньепс заключил с Дагером договор об об­разовании коммерческого предприятия «Ньепс — Дагер» для совместной работы над усовершенствованием способа, изоб­ретённого Ньепсом и Дагером. Продол­жением разработок Ньепса были после­довавшие работы Дагера, который уже в 1835 г. открыл способность паров ртути проявлять скрытое изображение на экс­понированной йодированной несеребря­ной пластине, а в 1837 г. смог зафикси­ровать видимое изображение. Разница в светочувствительности по сравнению с процессом Ньепса при использовании хлористого серебра составляла 1:120.

Расцвет дагерротипии относится к 1840—60-м гг. Почти одновремен­но с Дагером о другом способе фотографии — калотипии (талботипии) сообщил англ. учёный У. Г. Ф. Талбот (1800—77). К фотографическим опытам он приступил в 1834 г. и в 1835 г. получил фотографию с помощью предложенного им ранее «фотогенического рисования». Патент на этот способ был выдан в 1841 г. В январе 1839 г., узнав об изобретении Дагера, Талбот попытался доказать свой приоритет. Его брошюра «Доклад по ис­кусству фотогенического рисования, или Процесс, с помощью которого естествен­ные объекты могут быть изображены без помощи кисти художника» явилась первой в мире публикацией по фото­графии (вышла 21 февраля 1839 г.). Существенным недостатком «фотогени­ческого рисования» было длительное эк­спонирование. Сходство способов Дагера и Талбота ограничивалось использова­нием йодистого серебра в качестве светочувствительного слоя. В остальном различия были принципиальны: в дагерротипии получалось сразу позитивное зеркально отражающее серебряное изображение, что упрощало процесс, но делало невоз­можным получение копий, а в калоти­пии Талбота изготовлялся негатив, с по­мощью которого можно было делать любое число отпечатков, реализовывалась двухступенная негативно-позитивная по­следовательность процесса — прототипа современной фотографии.

Ни Ньепс, ни Дагер, ни Талбот не пользовались термином «фотография», который был узаконен и получил право на существование только в 1878 г. в Словаре Французской академии. Большинство ис­ториков фотографии считают, что термин «фотография» был впервые применён англичанином Дж. Гершелем 14 марта 1839 г. Однако известна и др. версия, отдающая приоритет берлинскому астро­ному Иоганну фон Мадлеру (25 февра­ля 1839 г.).

Дагерротипию и талботипию сменил мокрый коллодионный процесс, предло­женный в 1851 г. английским скульптором Ф. С. Арчером (1813—1857) и получивший распространение в 1851—70-х гг. (в некоторых спец, видах фоторабот в поли­графии используется и в настоящее, время). Суть его в том, что на стеклянную пластинку непосредственно перед фото­графированием наносился раствор коллодиона, содержавший йодид калия. Такая пластинка могла быть использована только в мокром состоянии, что явля­лось существенным недостатком метода, к тому же применение его ограничива­лось главным образом портретными работами в павильонах, имевших лаборатории.

Мокрый коллодионный способ не дал удовлетворительных результатов из-за незначительной светочувствительности соответствующих слоёв и необходимости приготовления их непосредственно перед съёмкой. Энер­гичные поиски в направлении повыше­ния светочувствительности и создания сухих фотографических слоёв привели к откры­тию сухих броможелатиновых пласти­нок английским, врачом Р. Л. Мэддоксом (1816— 1902), опубликовавшим в 1871 г. статью «Эксперимент с желатиновым броми­дом» о применении желатина вместо коллодиона в качестве связующего для бромида серебра. Введение сухих бромо­серебряных пластинок позволило разде­лить процесс фотографии на 2 этапа: промышленное изготовление светочувствительных слоёв и собственно фотографию, т. е. исполь­зование готовых фотоматериалов с целью получения негативных и позитив­ных изображений. 1880-е гг. стали нача­лом периода развития современной фо­тографии. Этому в значительной мере способ­ствовало получение фотоматериалов до­статочно высокой чувствительности. Действительно, если при гелиографии выдержка составляла 6 ч, дагерроти­пии — 30 мин, калотипии — 3 мин, мок­ром коллодионном процессе — 10 с, то с применением бромосеребряной желати­новой эмульсии она уменьшалась до 1/100 с.

Важную роль в развитии фотографии на галогеносеребряных светочувствительных слоях сыграло открытие в 1873 г. нем. учёным Г. Фогелем (1834—98) оптиче­ской сенсибилизации, т. е. расширения спектр, области чувствительности слоёв путём введения в них красителей, по­глощающих свет больших длин волн, чем галогениды серебра, которые чувствитель­ны только к голубым, синим и фио­летовым лучам (длина волны до 525 нм). Фогель показал, что добавление в эмуль­сию, например, жёлто-красного красителя кораллина приводит к увеличению чувст­вительности к зелёным и жёлтым лу­чам (до 600 нм). Уже в 1880-х гг. большинство выпускаемых фотоматери­алов были ортохроматическими. Фран­цузы Ж. Клейтон и П. Атту в 1882 г. использовали эозин для получения пер­вых изохроматическмих пластинок (чувстви­тельных к длинам волн 620—650 нм).

В 1906 г. были изготовлены панхроматические пластинки (до 660—730 нм). И нако­нец, были получены изопанхроматические фо­томатериалы, у которых светочувствитель­ность выравнена для всех длин волн в диапазоне 400—700 нм. Спектральная сенсибилизация позволила не только исправить передачу цветов при фотогра­фировании, но и стала шагом в разви­тии цветной фотографии. К концу века ломкие и тяжёлые стеклянные пластин­ки были заменены фотоматериалом на эластической лёгкой и прозрачной основе, инер­тной к химикатам.

Изобретатель фотоплёнки американ­ский фотолюбитель Г. В. Гудвин (1822— 1900) в 1887г. подал заявку на изоб­ретение «Фотографическая плёнка и про­цесс её производства». Введение фото­плёнки, а затем разработка Дж. Истме­ном (1854—1933) системы фотографии с использованием данного фотоматериала привели к фундаментальным изменениям в фото-промышленности, сделали фотографию до­ступной массовому потребителю как тех­нически, так и экономически.

Об авторе:

Оставить комментарий

17 + один =